В мире суеты с защитницей Берегиней
В мире суеты с защитницей Берегиней
Идею замечательной коллекции «Капризы природы», правда уже без валенок, впоследствии перенесли на детей. Истины ради стоит сказать – пробовали и ранее, старались порадовать родителей, но самим не нравилось, что получается. Однажды М.Агапову словно осенило, а почему бы не примерить аналогичные модели на девочек, назвав новую коллекцию «Я, как мама», тем более что вещи подобное позволяют. Два платья Елена Мельникова скопировала один к одному в миниатюре, а остальные прорисовала по мотивам «Капризов природы», дав имя новой детской коллекции –«Капризики». На Дне родного Череповца в 2012 году модельер порадовала земляков своими успехами – очаровательные ребятишки в белых одеяниях, словно ангелы во плоти, порхали по сцене в центре города. Коллекция изначально задумывалась как промышленная, со временем стала массово исполняться в цвете и полюбилась российским семьям. А фонды кружевной фирмы в свою очередь пополнились фото, присылаемыми постоянными клиентами: на них такие разные, но неизменно счастливые мамы и дочки в одинаковых нарядах.
Третью коллекцию 2010 года на «Снежинке» с любовью именуют тихая - это«Пустыня Крайнего Севера». Альянс бежевого льна с желтым шифоном и броская изюминка – льняная обувь (сапоги и ботильоны, отделанные изящным машинным кружевом в тон). Елена Мельникова и Светлана Черепанова прочувствовали взаимопроникновение типичных тканей юга и севера и создали разноплановые модели. И все же наиболее ценное, что дала коллекция предприятию – именно обувь, ее особенно часто заказывают, были случаи, когда льняные сапожки дополняли образ невесты на реальном свадебном торжестве.
Безоговорочно, самая любимая коллекция для главного художника «Снежинки» Елены Мельниковой – это «Берегиня» (2011 год): «Я очень много над ней работала. Наверное, вынашивала план где-то год, еще полгода мы ее делали, я много сил на нее потратила. Подбирала все сама: и пуговицы, и кожу, и кисточки… В Москву ездила за замшей и джинсовой тканью…». Подход был особый: создать не просто женскую одежду, а одежду, несущую смысловую нагрузку, отражающую традиции предков, нашу русскую историю.
Все просто, Берегиня – по верованиям древних славян это богиня, создавшая, а затем оберегавшая и охранявшая все живое: людей – от злых духов, посевы – от гибели, тонущих детей – от неминуемой смерти. Угадать Берегинь легко: предстают перед нами в виде молодых, стройных, соблазнительных особ с длинными волосами, зелеными глазами и манящим голосом. Живут в воде, но обожают качаться на деревьях, растущих возле берега. Без колдовства дело тоже не обошлось: волшебный гребень имеют богини. Расчесывают волосы – вода по ним струится, а значит, местность увлажняется. Стоит волосам высохнуть, умирают Берегини, вот откуда привязанность их к воде. А как шаловливы, предания утверждают: не раз путали сети рыбаков, портили плотины и жернова мельников, у женщин пряжу и нитки воровали, а приглянувшегося прохожего пугали, да щекотали. Вот только беда: со временем перестали мы беречь природу, загрязнили водоемы, чем обидели Берегинь, осерчали они на род человеческий и стали защищать окружающий мир от… людей. Еще нередко богинь Русалками или Ладами русичи называли.
В соавторы к созданию столь сказочной коллекции пригласили историка по образованию Андрея Прокофьева, человека, всегда отличавшегося особым мнением по многим вопросам, порой кардинально расходившимся со взглядами большинства. Андрей стремился к исследованию корней, истоков, анализировал древние орнаменты, расшифровывал их, а еще полагал, что наша история не раз переписана, налицо прорехи в исторических трактовках. Он по полочкам раскладывал судьбы известных личностей, и сразу было очевидно, как похожи персоналии, жившие в разных временных пластах, но действовавшие словно по одному сценарию. Отсюда непонимание со стороны коллег, слава конфликтного человека. Была и другая беда – Андрей страдал заболеванием сердца, имел инвалидность. При поддержке генерального директора «Снежинки» и одновременно хорошего друга Сергея Агапова расстался с пагубной привычкой – курением. Агапов понимал, принимал и дополнял Прокофьева. Спустя годы он рассуждает так: «В первую очередь наше сознание проецирует образы уже не просто так, а по интуиции, это память рода, заложенная генетически. Не случайно дети сто лет назад не могли усвоить ту информацию, которую наши дети уже знают. Меня эта тема волновала. Я мистик по натуре. То, что получилось у Андрея, мне очень понравилось».
А получилась весьма любопытная и оригинальная совместная разработка в кантри-стиле. Прокофьев предоставил художнику Е.Мельниковой графические символы, наделенные нашими предками особой силой: способностью оберегать от дурного глаза, рожать здоровых детей, проявлять свою сущность, быть самодостаточными и т. д. Люди, окруженные подобными защитными изображениями, могут жить спокойно, накопленный веками опыт работает на благо. В свою очередь Елена превратила их в реальные художественные образы, уместные в современной женской одежде, в то же время не нарушающие каноны старины, располагая их в строго определенных местах. К необычному творчеству подключились художник по вышивке Елена Шашерина и программист по вышивке Илья Абрамов. Тонкий хлопок, лен и джинсовая ткань в сочетании с кожей, замшей и бахромой, дополненные любимым вологодским кружевом и изящной вышивкой «ришелье», - вот, что выбрали для воплощения идеи в жизнь. Вышивка выполнялась как вручную, так и машинным способом.
То, что как дважды два было понятно предыдущим поколениям, теперь приходится буквально раскодировать. Часто в орнаментах встречается контур дерева (подобие елочки), символизирующий взаимосвязь всего в мире, а также предвещающий долгую жизнь обладательнице наряда с подобным изображением. Цветок означает красоту и непорочность. Кого? Конечно, девы, которая нередко красуется на центральном плане модели и олицетворяет женское начало, плодородие, деторождение, мудрость, домашний очаг. Русская красавица, одетая в длинное, скрывающее ноги платье, перехваченное в талии поясом. Когда девушка шла, казалось, она плывет: «Девушка идет, что лебедушка плывет». Кокошник на голове – не что иное, как покровительство неба. С мудростью связывают и спираль – мощный отталкивающий знак для всех темных сущностей теневого мира. Треугольник символизировал человека либо человеческое общение. Змея, чаще встречавшаяся на поясе, пребывала на страже женского здоровья.
Самая совершенная форма, безусловно, круг – и здесь подразумевается вечность, плодородие, замкнутость, завершенность всех деяний. В магии круг защищает от злых духов. Круг также означает небесный мир, духовное просветление, совершенство человека. Чтобы не возникало споров, люди садятся за круглый стол, именно поэтому и в наше время на международных совещаниях круглый стол является основой дипломатического церемониала, стремящегося подчеркнуть равноправие сторон. Увидите на одежде рисунок свастики (другое название ярга или коловорот), знайте – перед вами Солнце. Вращается коловорот по движению солнышка – светлая сила, созидательная Яви, против – темная, разрушительная Нави (согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье, иными словами Навь).
Птиц изображали как посредников между миром людей и миром Богов. А еще птица – популярный символ семьи, до сих пор общеприняты выражения: "семейное гнездо", "свить гнездо" и т.п. Иногда вместо птиц в качестве оберегов с пожеланиями плодовитости встречаются фигурки рыб (более древние знаки). Подобную одежду в прямом смысле слова необходимо «читать», соизмерять со своими потребностями, желаниями, насущной необходимостью и лишь потом, со знанием дела, надевать.
Что и говорить, получившиеся модели смотрелись стильно. Несмотря на параллельную занятость части коллектива в других проектах, все, сознательно или бессознательно, подключились к работе над «Берегиней», она будто притягивала, манила, собирая вокруг себя всех. Мария Агапова (на тот момент коммерческий директор предприятия) вспоминает: «У нас коллекции как возникают? Художникам предлагается тема и определяется: авторская коллекция или промышленная, а дальше все от художника зависит. Но я ни разу не помню такого, чтобы художник продвигал свою тему, не думая о предприятии. В данном случае единственный разговор был о том, что хотелось бы что-то авторское в исторической тематике. И на «Берегине», я четко помню, насколько выкладывались художники. Причем интересно, когда идут несколько коллекций, всегда есть центровая, над которой работают все. Остальные коллекции все равно притушевываются, и начинают вокруг нее танцевать. Поэтому в последнее время я вообще очень осторожна с точки зрения того, как делать авторские коллекции: вторая и третья, если они тоже мощные, серьезные, практически бессмысленны. Не вытянуть, сил хватает сделать что-то одно!».
Андрею Прокофьеву судьба отвела лишь две недели на реализацию порыва души. Он умер на руках С.Агапова в спортивном зале. К приезду реанимационной бригады его друзья, оказавшиеся рядом, трижды пытались запустить остановившееся сердце… безуспешно! Подоспевшие медики подтвердили – не помогло бы! Сегодня Сергей лелеет мечту найти возможность и средства, чтобы когда-нибудь издать труды Андрея, в память о непохожем на других талантливом человеке. Завершили «Берегиню» уже без него.
Ольга Якунина