По стопам русского гения

Шли годы, литературная тематика продолжала волновать людей творческих профессий. Грядущий 200-летний юбилей А.С.Пушкина на рубеже очередных веков не оставил художников по кружеву в стороне от важного для любого россиянина события. По мотивам сочинений русского гения в 1999 году были изготовлены уникальные  по рисунку и изяществу проплета скатерти и панно. Пять изделий заслуженно включили в изданный в Москве красочный каталог лучших произведений прикладного искусства, приуроченных к знаменательной дате. Они восхитительны!

В центре панно А.Н.Ракчеевой «Золотая рыбка» (диаметр 152 см) причудливая морская звезда, в ней простые деревянные храмы, без которых невозможно представить Русь. Главная героиня – золотая рыбка – плещется в волнах из разнотравья (их роль  выполняют лепестковые розетки). Очень хочется подойти поближе и шепнуть чародейке из водной стихии самое сокровенное желание в надежде, что теперь оно непременно исполнится! 

По словам заведующей художественным отделом Вологодского музея-заповедника Ангелины Глебовой: «Вологодский кружевной промысел второй половины ХХ – начала ХХI века нельзя представить без произведений Ангелины Николаевны Ракчеевой. Она создала свой мир фольклорно-поэтических образов, значительно расширила сюжетную тематику кружева, внесла особую лирическую нотку в кружевные орнаменты. Все изделия художника ярко выделяются по почерку, манере, стилю. В них нашло отражение простодушное, неподдельное любование автора богатейшими природными формами, которое ощущает и чувствует человек очень тонкой душевной организации». 

Занавес «Сказка о царе Салтане» (163х120 см), благодаря фантазии и богатому воображению  художников  Г.Н.Мамровской и Т.Н.Смирновой, иллюстрирует живое действо, четко ограниченное контуром. Классический город посреди безбрежного пространства, в отдалении ели, там скачет с ветки на ветку белка. Присутствует и комарик, кардинально изменивший ход событий. На переднем плане горделиво плывет Царевна-Лебедь, выступающая словно пава супруга царя Гвидона. Память легко оживляет строки Александра Сергеевича:

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами, да садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…

 

Русским духом веет от скатерти «Град на острове стоит» (диаметр 172 см). Сказка повторяется, между тем ее суть раскрывает другой автор – Н.В.Веселова. И вот уже остров Буян с городскими постройками выглядит по-иному. Помните, именно здесь спрятаны волшебные вещи, всегда помогавшие сказочным героям  справиться со Злом. Средством передвижения по водным трассам для освоения неизведанным земель служили ладьи, спутники неожиданных открытий! Кругом церкви, как оплот  незыблемости христианских традиций.

Проработанностью деталей поражает панно «У Лукоморья» М.Ю.Пальниковой. Очаровательный кот с выразительными проницательными газами, его хвост и лапы проросли в зелень дуба, обвитую цепью. В верхнем правом углу  – избушка на курьих ножках, слева – девица в тереме тужит, не хватает только волка, что верой и правдой ей служит.  В любой части работы Пальниковой неожиданно всплывает из детства пушкинская рифма. Порой забываешь, что не картину художника рассматриваешь, а  панно, созданное из ниток.

Когда в 1989 году Марину Юрьевну приняли в Союз художников РСФСР, в одном из интервью она рассказала о неожиданном для себя открытии техники кружевоплетения:  «…Я, если честно сказать, с вологодскими кружевами познакомилась только в Москве, уже поступив в Московское художественно-промышленное училище им. М.И.Калинина. Жила и училась в Череповце, ходила в художественную школу, любила рисовать и не знала, что на родной земле есть такое богатство. Вот так воспитывали тогда детей…» Будущий художник декоративно-прикладного искусства родилась 28 августа 1962 года в деревне Борисовка Рыбинского района Вологодской области. Марина не согласилась с бытовавшим мнением, что «в повседневной жизни нет места кружеву» и легко доказывала противоположное: «Да, я часто слышу подобные высказывания. Что ответить? Что дома у меня много кружевных изделий, сама ведь плету и нарядное платье без кружев не могу себе представить! Но ведь это мой личный вкус. Лучше приведу другой пример. Когда мы привезли образцы наших изделий в московский журнал мод, чтобы подготовить специальный номер, манекенщицы, увидев, что мы привезли, побросали все свои дела и не успокоились, пока не перемеряли весь чемодан кружевных воротников, пелерин, косынок и т.д. А уж они толк в моде знают.

Или другой пример. Когда я увидела, что некоторые  сообразительные модницы используют  кружевные галстуки, которые не очень пользовались спросом, как вставки на блузках и клинья в юбках годе, я, признаюсь, восхитилась  –  какой неожиданный эффект!»

На следующий, очень личный, вопрос журналиста: «Накладывает ли профессия кружевницы отпечаток на Ваш образ жизни?», Пальникова, не раздумывая,  ответила так: «Вы имеете в виду традиционный образ скромницы-кружевницы, глаз не поднимающей от коклюшек? Нет, я человек общительный и людей люблю открытых, жизнерадостных. Мне, между прочим, мама говорила: «Выходи замуж за человека, с которым можно поговорить». Помните, у Экзюпери: « Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».  И мне в этом просто везет. Вот наш коллектив  художников «Снежинки» не только дружный, доброжелательный, что, конечно, очень важно, но и каждый человек – личность со своими взглядами, интересами.  Это просто моя академия, где я по молодости – ученицей и ученицей благодарной и усердной.

Очень люблю живопись, особенно французскую: Матисс, Сезан. Когда бываю в Ленинграде, обязательно зайду в Эрмитаж, чтобы полюбоваться на их картины». С 1981 года (после окончания училища) и до 2008 года трудилась Марина Юрьевна в Вологде, посвятив жизнь дорогому сердцу кружеву.

Интерес, проявленный экс-мэром Москвы Ю.М.Лужковым к Великому Устюгу, и, как результат,  объявление маленького городка родиной российского Деда Мороза, породили у Марины Пальниковой и Татьяны Смирновой идею представить сказочную панораму Устюга и излюбленный зимний сюжет в кружеве. Подумали,  покудесничали –  вдруг белоснежном фоне под звездным небом выстроились в ряд архитектурные памятники северо-восточного районного центра Вологодской области. Тут же Дед Мороз с посохом,  традиционным мешком с подарками за плечами шествует из Великого Устюга в Москву радовать как детей, так и взрослых, сохранивших в душах способность верить в чудо!

Замысел художниц преобразовали в сколок, проплели несколько вариантов образцов, на основании которых окончательно определились с набором и цветом нитей и прочими техническими нюансами. Столь  ответственное  задание получила старейшая работница фирмы, мастер-художник высшего класса Людмила Петровна Касимирова. Четверть века минуло с  той поры, как закончила она ПТУ №15, первое время работала рядовой кружевницей, позднее была переведена в художественную лабораторию. Наконец,  в апреле 1999 года Любовь Белова, Надежда Гуденкова, Галина Бондарь, Галина Трифонова, Нина Грекова и Татьяна  Макарова выплели  панно «Дед Мороз». Впоследствии Надежда призналась, что получила истинное удовольствие от достаточно трудоемкой работы: рисунок оказался сложным и весьма плотным, не один крючок сломала кружевница, пока приблизилась к завершению своего труда. «Когда была в Германии на съезде мастеров плетения, внимательно изучила кружева немецких знатоков,  –  продолжала Гуденова. –  Многие походят своим внешним видом на наши, вологодские. Но есть одно принципиальное отличие. Какую вещь ни возьми, видна зашивка отдельных кусков. Мы же все кружево одной ниткой ведем, а если и бывает зашивка, то даже вооруженным глазом не разглядишь». Панно «Дед Мороз»  – бесспорно образец  филигранной работы. Настоящий  зимний волшебник из Великого Устюга с гордостью за мастериц вологодских вручил это кружевное чудо своему финскому коллеге Санта-Клаусу.

Отрадно, что ряд произведений Марины Пальниковой приобрело Министерство культуры России для крупнейших музеев нашей страны. Выступившая в роли ее соавтора  Татьяна Николаевна Смирнова, родилась 22 марта 1961 года на станции Дикая  Вологодского района, начинала путь в кружево с ГПТУ №15. В «Снежинке» трудилась (1979-1995 гг.) кружевницей, техником-копировальщиком, доросла до художника. Мягкие, тонко очерченные линии ее изделий демонстрируют четко выраженный, понятный замысел.  Согласитесь, Дед Мороз в исполнении Татьяны и Марины уверен в себе, важность и значимость миссии явно вдохновляют его и заставляют спешить. Новогодний персонаж, ежегодно заглядывает в дом каждого, и пусть на одну только ночь переносит нас в сказочное пространство!