Талант, проверенный временем
Талант, проверенный временем
Вера Дмитриевна Веселова – личность для нашего кружевного промысла уникальная, не случайно ее образ предлагают увековечить в памятнике Вологодской кружевнице, если когда-нибудь такой появится в Вологде. Талантливая художница на склоне лет утверждала: «Ничего страшного в жизни не было. Вся она прошла в работе. Я трудилась с 12 лет…». И веришь, и не веришь, зная судьбу Веры Дмитриевны. Родилась 8 сентября 1919 года в очень трудолюбивой семье Индичевых в деревне Бревново Кубено-Озерской волости Вологодского уезда. У дома, окна которого фасадом выходили на юг, каждую весну благоухали пятьдесят посаженных дедом яблонь. В полдень тень от солнца падала в комнате строго вдоль половиц, и все домочадцы спешили на обед. Кружевоплетением занимались мама и бабушка, а, повзрослев, Вера Дмитриевна убедилась в правдивости одного семейного предания, прочитав в краеведческих изысканиях, что сестра деда А.Д.Данилова в 1908 году выполняла рисунки и создавала сколки кружевного зонтика, чулок и халата для самой императрицы Александры Федоровны. Плели изделие из цветного шелка под ее же руководством, вот только денег автор заказа не заработала.
Робкие попытки маленькой девочки освоить навыки плетения связаны с дошкольным возрастом: «…Сделала из палочек коклюшки, свернула из пальтушки подушку и начала мой первый плетешок. Не помню, как получилось. Первый раз мама сдала мои мотивчики в артель, когда я ходила в третий класс». Это были 5 подстаканников. Поступать в Вологодскую кружевную школу после 5-го класса направилась пешком, преодолев 22 километра. Уроки рисования брала у А.А.Петровой-Никитиной, с семьей которой сложились самые теплые отношения. Технологию кружевоплетения преподавала К.В.Исакова. Учиться Вера всегда любила, стипендию получала, в общежитии еще обедом кормили, казалось, мечты освоить желанную профессию, начинали сбываться. В 14 лет – серьезная утрата – от приступа аппендицита умирает мама Софья Алексеевна, значит опять пешком домой. Стоя у гроба, дочь клянется: всегда буду помогать кружевницам.
По окончании Вологодской инструкторской кружевной школы (1935 год) газета «Красный Север» опубликует первый положительный отзыв о мастерстве выпускницы: «По эскизу Индичевой интересно сделано кружевное покрывало». Оно экспонировалось на выставке работ учащихся школы в июне 1935 года. А через пару дней вологжане читали следующие строки: «По оригинальности, рисункам и качеству выполнения выделяются работы Индичевой Веры».
Работу по освоенной специальности «заведующая производством» получила в Марковской кружевной артели Грязовецкого района. 16-летнюю девчушку маленького роста, в старенькой одежде работницы (а их в артели насчитывалось более двух тысяч) не приняли серьезно и не выбрали руководителем. Утвердили со второго раза по настоянию представителей Волкружевосоюза. За три года работы всякое бывало, особенно запало в душу, как кружева сдавать в Вологду возила в деревянном сундуке на лошади.
Реальностью становится и следующая мечта: придумывать и создавать новые рисунки кружева. Веру Дмитриевну приглашают на должность копировальщицы в художественную лабораторию Волкружевосоюза, и она принимает участие в разработке герба Грузинской ССР (альбом с гербами всех союзных республик впоследствии подарили И.В.Сталину на 60-летие). В 1939 году В.Индичева – студентка Московского художественно-промышленного училища им. М.И.Калинина, готовившего художников по кружеву. Молодые, задорные, любившие посмеяться и пошутить девчонки часто ходили в театры (по студенческому билету пускали бесплатно во многие, исключая Большой и Малый), получая «большие деньги» (стипендию 100 рублей), частенько баловали себя конфетами. В годы финской войны сложнее оказалось с финансами. Вологжанка не растерялась, сплела дорожку и вспоминает: «Иду в дом к одной известной актрисе, думаю, она купит, а она подумала, что ей бесплатно подарю».
Великая Отечественная прервала учебу. Пришлось научиться шить из байковых одеял рукавицы для бойцов, участвовать в оборонительных работах под Москвой, рыть окопы под Смоленском. Там часть девушек, что ближе к линии фронта трудились, попали к немцам, и их угнали в Германию. Ее судьба уберегла, сама же В.Д.Веселова считала, что это заслуга Богородицы и Василия Великого, церковь его имени в родном селе стояла. Довелось освоить и производство противотанковых мин на столичном военном заводе, с той поры шикарные волосы поредели и от бровей остались лишь воспоминания.
В начале 1942 года художник по кружеву В.Д.Веселова вернулась на Вологодчину, устроилась счетоводом, а через год инструктором кружевоплетения в родную кружевную школу. По распоряжению Совета Министров РСФСР с конца 1942 года в Вологде возобновилось производство кружев. Она трепетно открывала чемоданы, куда аккуратно сложили в начале войны за ненадобностью выставочный ассортимент и выплетенные мастерицами кружевные изделия. В трудовой книжке нашей землячки после победы появятся записи: инженер производственного отдела Волкружевосоюза, заведующая художественной лабораторией, технический руководитель Вологодской кружевной артели. «Красота Кубенского края, где родилась и выросла художница, где впервые взяла в руки коклюшки, нашла отражение во многих ее произведениях, наложила отпечаток на ее мировосприятие, впитав в себя наследие старых мастеров, В. Д. Веселова бережно сохранила традицию, особенности национального звучания кружева, обогатила его своими находками, все ее произведения отличаются высокой требовательностью к исполнительским качествам», - это выдержки из творческой биографии мастера.
Идея любого произведения, как ребенок, «вынашивалась» месяцами, а то и годами, тщательно корректировалась. У каждого своя история. Возьмем скатерть «Птицы-небылицы: «Как ведь было, — объясняла она свою задумку, — Сначала я в квадраты зверей посадила. Посмотрела, посмотрела и решила — грубовато и как-то сердито. Дай, думаю, птиц посажу. А взяла их со старинных прялок и вышивок. Там много всяких диковинных птиц — и сирин, и пав, и фениксов. Двух птиц сама придумала. Вот на скатерти и нет ни одной одинаковой. А выставочный экземпляр этой скатерти плели у нас в «Снежинке» тридцать кружевниц, по восемь-десять пар коклюшек у каждой было...»
Сама история страны проходит перед нами в кружевных шедеврах, созданных этой женщиной. Занавес «30 лет Октября», штора «Свет мира над Москвой» (1951 год, над силуэтами башен Московского Кремля, над цветочной радугой, в лучах восходящего солнца - два голубя с оливковыми ветвями в клювах – символизирующие миролюбивую политику Советского государства), морозная зимняя «Вологда» (1969 год) – панно, представляющее город, с которым связала она жизнь. Спустя время, автор неизменно говорила, что сейчас «по-другому бы все сделала», - подход истинно творческого человека.
А вот иной сюжет, со сказкой Елены Триновой, словно ниточкой будущего кружева переплетенный. Одна из сказок ленинградского автора повествует о поездке Петра I в заморские страны, чей король с гордостью продемонстрировал красивую кружевную скатерть производства своих мастериц. Наш царь с улыбкой доказал, что это русское кружево с ромашками, да березками, атрибутами родной страны. Далее версия Веры Дмитриевны: «А теперь расскажу, как эта сказка повторилась в моей жизни. По заказу Ленинградского Дома моделей выполнила я однажды черную блузу с высокими манжетами. По широким рукавам положила ромашки, переплела их трилистниками, и такой же рисунок сделала на груди. Говорили, что купил эту блузу какой-то иностранец. Вскоре приехал в «Снежинку» представитель министерства из Москвы. Осмотрел производство и выразил недовольство, что мало увидел интересных вещей для женщин, что, мол, вот в Англии на каком-то приеме он видел на даме черную кружевную блузу, сделанную под вологодское кружево. Вот научиться бы вам такому мастерству! Принесла я ему альбом фотографий наших изделий, открываю фото черной блузы и спрашиваю: «Может быть, эту блузу вы видели?» «Точно эту!» — в удивлении воскликнул гость». Вспоминая подобный случай, рассказчица звонко смеялась. Перешагнув 60-летний рубеж, она сохранила живость, озорной блеск в глазах, обаяние и многими воспринималась как невысокая, чуть поседевшая, с короткой стрижкой девчушка.
Скатерти «Ладья», «Узорная», «Весна», «Град на острове стоит», многочисленные салфетки, такие как «Яблонька», «Венок», «Лето», «Иней», «Вологодская», «Полюшко-поле» стали классикой современного вологодского кружева. Например, «Полюшко-полюшко» - дань памяти кубеноозерскому ржаному полю, канувшему в небытие. Сорт местной ржи особо ценился по показателю урожайности, но в 1947 году его решением правительства страны продали Канаде и вскоре полностью вывезли.
Совместно с коллегами по лаборатории к 60-летию Октября заслуженный художник РСФСР разрабатывала огромное, пять на три метра, панно «Россия» (1977).
Произведения лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина В.Д.Веселовой объездили весь мир, экспонировались на выставках в Нью-Йорке, Париже, Лейпциге, Загребе, Бухаресте, Монреале, Познани, Генуе, Туре, Бирме, в городах Чехословакии, Японии, ФРГ, Индии, Канады (только в период 60-х годов 23 ее работы побывали в 45 городах планеты). Выступая организатором и участником многих мероприятий, отправляясь на первую республиканскую выставку декоративно-прикладного искусства в Москве (1946), едва нашла для себя место в вагоне, а два чемодана с кружевными экспонатами передали ей через окно.
При этом успевала думать и о производстве: меняла ассортимент выпускаемой массовой продукции, чтобы соответствовал запросам современности, заботилась о кружевницах, строгие требования предъявляла к сколкам. В 1977 году с должности главного художника кружевного объединения «Снежинка» Вера Дмитриевна ушла на заслуженный отдых. Без дела не сидела: много плела дома (в комнате стояли три подушки), преподавала кружевоплетение детям, работала научным сотрудником Вологодского музея. До сих пор благодарны наши музейные работники Вере Дмитриевне за непростое решение, принятое в 1964 году: при реорганизации производства кружева списывали, уничтожали, распродавали, она же добилась передачи 189 предметов в фонды. Они достойно пополнили коллекцию и сегодня, в том числе, демонстрируются в Музее Кружева.
Уникальным можно назвать результат совместного труда В.Д.Веселовой и В.П.Кордюкова колье «Вологодское», гарнитур из шелка «Ночные бабочки» (заколка, брошь, серьги). Ювелирные изделия (1989) деликатны, подчеркивают красоту сочетания кружева и металла, - подарок к собственному 70-летию вышел на славу.
Семейные традиции продолжила и дочь Надежда. В тандеме родились две поэтические узорчатые цветные скатерти «Угощаю рябиной» (1987 г., посвящено А. Яшину) и «Красные цветы мои» (1998 г, посвящено Н. Рубцову). По полтора года ушло на создание каждой. Увы, осталось незавершенным панно, отдававшее дань творчеству поэта С.Орлова. Вера Дмитриевна ушла из жизни 24 мая 2006 года, похоронена в родной деревне Бревново рядом с предками. Ее творения продолжают рассказывать нам сказки, навевать волшебные грезы, напоминать о маленькой женщине с большим талантом и огромным желанием дарить людям красоту!
Ольга Якунина