Из XX в XXI век
Безусловно, кружевницам всегда приятно получать благодарности за свой труд, причем не только от руководства, но и от тех, кто с радостью носит их изделия. Примером может служить короткий отзыв ветерана войны и труда Н.Орловой из Петрозаводска, опубликованный в местной прессе на исходе 1982 года: «Я обратилась в Вологодское кружевное объединения «Снежинка» с просьбой выслать мне на 60-летие воротничок. Выполнили ее очень быстро. Воротничок – прекрасный. С такой теплотой, сердечностью, вниманием отнеслись… Превзошли все мои ожидания. Не знаю, кто занимался заказом (подпись неразборчива), но уверена, что хорошие, добросовестные люди и мастера отличные работают в Вологодской «Снежинке»».
В 1983 году, уходя на пенсию с должности директора, Петрова предложила на пост руководителя кандидатуру А.Ф.Смирновой из аппарата горкома КПСС. В девичестве Антонина Федоровна носила фамилию Шмонова. Старшее поколение вологжан наверняка помнит первые в области бригады коммунистического труда. На льнокомбинате бригадиром такого передового коллектива и была в 60-е годы Тоня. Добившись высокого результата, по почину В.И.Гагановой, перешла в отстающую бригаду, вывела и ее в лучшие. Возглавляя «Снежинку», Смирнова курировала строительство нового производственного корпуса и санатория-профилактория, стремилась свести к минимуму текучку молодых кадров в объединении, представляла Вологодчину на XXII съезде КПСС.
4 августа 1986 года, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении кружевного объединения Орденом Трудового Красного Знамени «За досрочное выполнение заданий XI пятилетки и увеличение выпуска высокохудожественных изделий народных промыслов». Произведения, рожденные в 80-е годы, как никогда прежде, эмоциональны и образны, они сложны в композиционном плане и несут колоссальную смысловую нагрузку. Художники по кружеву прорисовывали узнаваемые архитектурные памятники, воспевали труд простой кружевницы и красоты природы, обращались к фольклору и любимым литературным произведениям, экспериментировали, комбинируя кружево с металлом.
Выстоял промысел и в многотрудные 90-е. В 1992 году Россия приняла Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров». Третьим по счету Патентное ведомство РФ зарегистрировало наименование места происхождения товара – «Вологодское кружево». Таким образом, исконно народный промысел Русского Севера получил официальную правовую охрану. Фирма «Снежинка» пользуется им единолично и имеет право пресекать применение его другими производителями, даже если они находятся на территории Вологодской области.
Среди новинок бренда – появление православной символики в массовой продукции. Ритуальное белье (рубашки прямого покроя и детские комплекты для крещения) украсил кружевной крест. Со временем вновь заинтересовались изделиями в технике кружевоплетения российские церкви и монастыри; началась разработка рисунков для пелен, покровцов… родились глобальные панно, затрагивающие тему веры.
В 1992 году предприятие перешло в коллективную долевую собственность путем преобразования в ТОО с названием Вологодская кружевная фирма «Снежинка». Через три года в результате акционирования появилось ЗАО «Вологодская кружевная фирма «Снежинка», активизировавшая деятельность по продвижению своей продукции благодаря участию в общероссийских выставках-ярмарках. В 1990-е годы в экспериментальной художественной лаборатории творили шесть художников, два мастера по кружевоплетению, техник-копировщик и мастер-художник 1-го класса. Среди зарубежных партнеров числилась норвежская фирма «Московиа АС», заключавшая полугодовые договоры на поставку столового белья и кружевных салфеток.
Юбилейный для Вологды и Москвы 1997 год не обошелся без кружевных шедевров (города-ровесники перешагнули 850-летний возраст). Авторский коллектив под руководством Г.Н.Мамровской создает панно «Храм Христа Спасителя» (или «Русь моя, храни меня»), представленное впервые в апреле на московской выставке «Народные художественные промыслы России – юбилею столицы». Этому предшествовали два долгих года кропотливых стараний. Наконец, пресса констатировала: «Художники детально изучили старые фото и чертежи храма, творчески переосмыслили его архитектурный облик, нашли необычное декоративно-графическое решение. Центральное место занимает величественный облик храма, контуры здания выполнены рельефной полотнянкой со сканью, а фон состоит из ажурной плетешковой решетки с отвивными петельками, создающими световоздушную среду. Архитектурные детали и плоскости храма заполнены сложными геометрическими решетками «рыбья чешуя», «витражная», украшены паучками и насновками. Панно создано в лучших традициях ручного коклюшечного кружева». Работа «Снежинки» тогда заслужила первую премию Правительства Москвы и диплом президиума и отделения декоративно-прикладного искусства Российской академии художеств. Стоимость украшенного драгоценными камнями оригинального подарка столице оказалась «неподъемной» для вологодских властей, и кружевной «Храм Христа Спасителя» приобрел «Автобанк», презентовав его Москве. Лично мэр Ю.М.Лужков лестно отозвался о мастерстве наших кружевниц. Кстати, в восстановление реального храма Вологодчина внесла достойную лепту. Из вологодского леса срубили храм-часовню Державной иконы Божией Матери (1995 г.), предварившую строительство Храма Христа Спасителя.
В 90-х кружева освоили космическое пространство! Первоначально их отправили в путешествие на «Шаттле», затем вместе с В.Г.Титовым они гостили на орбитальной станции «Мир».
Художник А.Н.Ракчеева «пропела» в 2003 году гимн красоте древнего русского города в панно «Святыни Вологды», ставшем собирательным образом областной столицы. В тот же год ирландские предприниматели подписали договор купли-продажи, остановив свой выбор на коллекции «Снежинки» «Крестьянская романтика», участвовавшей в конкурсном показе льняных изделий Всероссийской ярмарки-выставки «Российский лен – 2003». Коллекция состояла из 12 модельных композиций, включавших 24 авторские разработки (художник Е.Котомина, конструктор С.Цветова) – женские блузы, мужские сорочки из отбеленного льна с мерным вологодским кружевом.
Общее количество работников, зафиксированное в документах 2007 года, – 177 человек. Средний возраст кружевниц приближался к 50-ти, средняя зарплата составляла 7 000 рублей. С 2006 года молодые кадры (до 30 лет) дополнительно получали 1 500 рублей к заработной плате. Начинающие дизайнеры раскрывали свои возможности на кардинально изменившемся предприятии. Его доход за 2005 год исчислялся суммой почти 15 млн. руб., а спустя два года вырос на 5 млн. Кризис медленно отступал.
По случаю 190-летия промысла Вологодчины и 80-летия фирмы «Снежинка» (2010 год) областные власти устроили торжественный вечер в филармонии с награждением достойных представителей бренда. Одновременно на подиуме демонстрировались последние коллекции акционерного общества.
С 2011 года и по настоящее время генеральным директором «Снежинки» является Мария Михайловна Агапова, всегда открытая новым оригинальным идеям, пребывающая в постоянном поиске близких по духу соратников. В 2016 году ЗАО ВКФ «Снежинка» перерегистрировано в ООО ВКФ «Снежинка». Кануло в прошлое трикотажное производство, большое внимание уделяется индивидуальным заказчикам и корпоративным клиентам, плодотворно работают швейный и кружевные цеха. Время отсчитывает пятый век истории Вологодского кружева!