«…Закружило-завьюжило кружево…»

«…Закружило-завьюжило кружево…»

Совпадение дат – это случайность или закономерность? 3 ноября 2010 года в Вологде открылся единственный в России музей кружева, и в этот же день исполнилось 80 лет со дня рождения Виктории Николаевны Ельфиной  - замечательного художника по кружеву, посвятившего всю свою жизнь Вологодскому промыслу.  Многим ценителям изделий ручного труда хорошо знакомо  и ЗАО ВКФ «Снежинка», а ведь название фирма получила еще в 1964 году в честь одноименной скатерти, созданной этой мастерицей. Образ стал знаковым!

…1930-й год, в типичной для советского периода семье домохозяйки и военнослужащего в поселке Кузьминки Ухтомского района Московской области родилась дочь Вика. Поначалу все складывалось обычным образом – школа, эвакуация в Пензу в начале Великой Отечественной, возвращение в 1943 году в Москву. Через 4 года девушка «проваливает» вступительные экзамены в Московское художественно-промышленное училище им. М.И.Калина, причем отказ получила сразу на два отделение: живописное и ковровое. Учиться надо, и, скрипя сердцем,  Виктория смиряется – начну постигать азы кружевоплетения – единственный предложенный тогда ей вариант обучения. Даже мысли не допускала о работе в этой сфере, планировала поступать снова и добиваться своего. Спустя годы осознала, находясь на распутье, приняла истинно верное решение, сделавшее ее счастливой обладательницей любимой профессии. Но это позже, а пока с дипломом художника народных промыслов по кружевному производству в 1953 году по распределению оказывается в селе Новленском Вологодской области. Глушь «экспрессивной ветреной москвичке» (так себя характеризовала) не приглянулась, в обязанности новоиспеченной заведующей производством кружевной артели входили поездки по деревушкам, сбор кружева у надомниц и доставка его в Волкружевосоюз.  «Думала: месяц, ну год самое большое, ходить мне по этим улочкам, а оказалось – всю жизнь. Заворожила меня Вологда, закружило-завьюжило кружево. При нём я так и осталась, а нынче оно уже во мне, в голове и в сердце. И нет ничего дороже на свете…», - такие слова просились из самого сердца уже через несколько лет работы. В 1955 году Викторию Николаевну перевели в головную организацию, куда раньше добиралась по деревянным мосткам сдавать  изделия, причем сразу на должность художника лаборатории, и  действительно «закружило». Наставниками и верными ее друзьями стали М.Н.Груничева и В.Д.Веселова «которая много сил и души отдала, чтобы сделать из меня настоящего художника-производственника». Желая самореализации, начинающая художница много работала в архивах и музеях, изучала накопленный опыт, копировала вышивальные и кружевные узоры, систематизируя принципы составления рисунков. Результаты поражали всех.

Как рассказывала Ельфина, идею будущей визитной карточки промысла – трехметрового диаметра скатерти «Снежинка» - вынашивала много лет, реализовав в 1959 году. «Восхитительная легкость и красота  скатерти базируются в глубоко продуманных, математически вычисленных  конструкциях и ювелирной точности в расчетах… Снежинки большие, средние и малые находятся в пропорции золотого сечения по отношению друг к другу. Обводка круглой  скатерти выполнена  маленькими «елочками». Все элементы плетения имеют единый композиционный прием – круг, что создает как бы движение и кружение снега»,  - анализирует  рисунок скатерти Н.А.Кутекина,  хранитель коллекции кружева ВГИАХМЗ. У каждой снежинки по шесть лучей, что сродни природным кристаллам. Фоновый рисунок «прорастает» из плетешков, создавая иллюзию вышивки «Вологодское стекло».

В подготовке технического рисунка и сколка участвовали В.В.Сибирцева и Г.Г.Морозова, воплощали идею в реальность 24 кружевницы Вологодской артели в течение месяца (коллектив подбирали строго, с подобной манерой плетения). Столько же времени Виктория Николаевна соединяла фрагменты в единое целое. Когда готовую скатерть раскрыли перед участниками совместного труда и коллегами, все ахнули от небывалой красоты, даже морозец пробежал по коже. Идеальная зимняя картина в кружевном исполнении принесла славу мастеру-создателю, она объехала весь мир, притягивая к себе внимание на любой выставке, где экспонировалась. В Вологодском музее Кружева демонстрируется 11-экземпляр изделия (1982), любопытно, что стоимость скатерти тогда равнялась цене автомобиля «Москвич» - 4400 рублей. 

А художница продолжала радовать и удивлять. Рассматривая панно «Крейсер Аврора» (к 100-летия со дня рождения В.И.Ленина), ощущаешь плеск морских волн, качающих крейсер, любуешься графикой рисунка. Ниточки использованы тонкие, что превращает композицию в подлинный шедевр искусства. Панно «Электрификация» создавался также по запросу времени.

Сколок другой неординарной скатерти «Чаепитие» был придуман еще в 1977 году, а к 120-летию Вологодского музея проплетенный вариант подарен городской администраций храму искусств. Замысел понятен и  прост: в 70-е годы наблюдался всплеск интереса к фольклорной тематике, отсюда сюжет с самоварами и сидящими за круглым столом сударынями. Плели изделие цвета топленого молока 11 кружевниц 3,5 месяца.

Ответственно, что именно панно «Россия» (1977), созданное в соавторстве с В.Д.Веселовой, А.Н.Ракчеевой и Г.Н.Мамровской, первым видели гости выставки народного искусства на ВДНХ, а в 1990 году пришедшие  в Вологодскую областную картинную галерею на юбилейную выставку произведений В.Н.Ельфиной. В центре колоссального по размерам и замыслу панно возвышается фигура статной русской женщины с ветвями-руками, олицетворяющая страну; в обрамлении растительного орнамента четко просматриваются детали государственной символики.

Свои сюжеты, признавалась прописавшаяся в Вологде москвичка, чаще подсматривала  зимой, любуясь деревянными домами с украшенными резьбой наличниками, карнизами, уютными балкончиками, и небольшими оконцами, таинственным образом замороженными стужей. Много внесла в производство, в 1973 году возглавив его  творческую лабораторию. На счету преданного промыслу мастера более 600 работ: мерные кружева, элементы женской одежды и изделия для домашнего обихода (воротники, косынки, скатерти), декоративные панно и непревзойденные выставочные экземпляры. При этом даже,  так называемая массовка, бытовые творения совершенно непохожи одно на другое и по форме, и по рисунку, и по используемым приемам плетения. Их автор принимала участие во Всероссийских художественных выставках, Всемирных выставках в Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970). 

Поэтически-сказочным называют ценители панно лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина (1968), заслуженного художника РСФСР (1975) «Поющее дерево» (1978). Вертикальный монументальный ствол дерева, словно опора жизни, и перед нами сразу вырастает образ древа-жизни. Нежные растительные элементы, цветы-розетки, птицы на ветвях, каждая со своим темпераментом в вечном движении, как это похоже на нашу жизнь – такую стремительную и ускользающую в бескрайних просторах вселенной. Тщательно изучив приемы зарубежного кружевоплетения, Ельфина с особым трепетом относилась к родным российским традициям, развивая именно их.

Политика и спорт, фольклор и история, какие только темы не затрагивала Виктория Николаевна в своих работах, примером тому служат: кружевная отделка для костюма фигуристки Людмилы Пахомовой, скатерти «Вологжанка», «Солнышко», «Цветы», панно «Россия», «Победа», «Весна»…

Современники считали ее легким в общении, очень образованным, тактичным и эмоциональным человеком – такова была эта женщина, покинувшая нас 23 июня 1998 года. За три дня до смерти ее, почти потерявшую зрение, навестила В.Д.Веселова и услышала искреннее признание: «Вера Дмитриевна, какую прекрасную жизнь мы прожили!». В унисон прозвучали вслед слова Татьяны Чистяковой: «Ушел из жизни удивительной красоты человек, необыкновенный художник, потрясающий жизнелюб… Увял еще один цветок русского искусства. Что-то останется…»  

                                                                   Ольга  Якунина