Подспорье кружевницы

                                                     Подспорье кружевницы

Для плетения кружева необходима подушка, в виде цилиндрического валика, туго набитого сеном или соломой. Подушку помещают на пяльца - деревянную подставку. Главной подсказкой мастерицы служит выполненный на картоне технический рисунок – сколок. На нем точками обозначены места вкалывания булавок при пересечении нитей. Потребуется и вязальный крючок для сцепления фрагментов и частей кружевного изделия. Вологодское кружево создается при помощи точеных из дерева палочек - коклюшек, один конец которых выполнен с углублением для намотки нитей. Считаются коклюшки парами, наша кружевница может одновременно использовать до 300 пар, перевивая их или сплетая между собой в определенной последовательности, повторяя узор по сколку. И всего-то у кружевниц четыре основных элемента (плетешок, полотнянка, насновка и сетка), а результат увидишь и диву даешься – непостижимая красота!

Раньше в деревенской избе каждый домочадец свое богатство имел. Старшее поколение доставшимися от прадедов иконами в красном углу гордилось. Хозяин старался самовар покрасивее приобрести, супруга его столь же тщательно коклюшки выбирала – дело это непростое, как на первый взгляд покажется. Выточить палочки по незнанию можно, конечно, из любой породы дерева, вот только радости они кружевнице едва ли принесут, и готовое кружево восхищения у людей не вызовет. Это внешне коклюшки, словно сестры-близнецы смотрятся, между тем характер имеют совершенно разный. Хоть поверьте, хоть проверьте, но вологодские сударушки из практики собственные выводы сделали. Звонкие желаете палочки, чтобы перестукиваясь, будто соревнуясь в скорости, сами песню пели, выбирайте еловые коклюшки, вырезанные мастером из верхушек молодых елочек. Коли важен аромат леса и хвои, помните, его лучше сохраняют вересовые (можжевеловые) изделия. Удовольствие, считают знатоки, обладать помощницами из камыша, они почти невесомые, в результате и кружево с подушки снимаешь ажурное, легкое. Березовые, напротив, тяжелые, руки сами вниз опускаются, какое уж тут проворство. Осиновые шипят до такой степени неприятно, будто сестрички-коклюшки вечно сердятся друг на друга, помириться никак не могут. Ссора в работе, сами понимаете, плохое подспорье, желание плести пропадает.

Еще льняной ниточке в нашем кружеве предпочтение отдавалось. Особо ценился лен-долгунец, который «северным шелком» называли за качество и блеск. Долгой была нить, как сама жизнь. Факты говорят сами за себя: в 1920-е годы в Вологодской губернии ежегодно выплеталось более 700 км мерного кружева и 100 тысяч штучных изделий. Для выполнения такого объема кружевницы использовали 24,6 тонн нитей, огромное количество булавок для плетения, картона для сколков, керосина для освещения изб.

                                                  The aids for the lace makers

 The pillow is necessary for lace weaving, it is in the form of the cylindrical platen hardly filled by hay or straw. A pillow is placed on face frame - “pyaltcsa” - a wooden support. The main help of the skilled worker is the technical drawing executed on a cardboard - pricking card. There are the points for pins which are sticking into the crossing of threads on it. The crochet hook for coupling of fragments and parts of a lacy product is also required. The Vologda lace is created by means of fine-moulded sticks from a tree. They are called bobbins. One end of them is executed with deepening for winding of threads. The bobbins are considered in pairs. The lace maker can use simultaneously 300 pairs, intertwining them or weaving among themselves in certain sequence, repeating a pattern of the pricking card. The lace makers use only four basic elements: “pletehsok”, “polotnyanka”, “nasnovka” and a netting, but everybody will see a wonder such as an incomparable beauty!

Earlier every owners had own wealth in his peasant house. The senior generation was proud of the icons in the red corner of the house. They have got them from there great-grandfathers. Every owner tried to buy the most beautifully samovar. His wife selected so carefully bobbins. It was a difficult pursuit. Through ignorance if is possible, of course, to turn sticks from any breed of a tree, bur the lace maker will not be glad to it and the ready made lace will not be delighted with people. Outwardly the bobbins are looked as sisters-twins. Meanwhile have absolutely different character. Though you’ll believe, though you’ll check up, but Vologda lace makers have made their own conclusions from the practice. If you wish stick tapping with each other which sing their own song, you have to choose fur-tree bobbins. The master cut out them from tops of young fur-trees. If aroma of wood is important, you must remember that the juniper products retain it better. It’s also pleasure to have bobbins made from a cane. They are almost weightless, and the lace will be delicate, easy. The birch sticks, on the contrary, are heavy, hands fall downwards, and there is no quickness. The aspen bobbins hiss so unpleasantly, as if sisters-bobbins always quarrel with each other and cannot live in harmony. The quarrel in work don’t help usually and the desire to weave is disappearing.

In our lace the preference is given to a linen thread. It was made from flax-dolgunets named «the northern silk» for quality and shine. It was especially appreciated. The thread was long as a life. In 1920 more then 700 km of a measured lace and 100 thousand of piece-goods were being woven annually. For performance of such volume lace makers used 25 tons of threads, a large number of pins for weaving, a cardboard for pricking cards, kerosene for illumination of peasant houses.